ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА И РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Участие в ДТП – всегда большое несчастье для родственников и близких пострадавших, особенно ребенка. Это трагедия и для взрослых. Даже если ребенок просто получил травмы, пусть и легкие, но морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Эта деятельность включает комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно сотрудниками Госавтоинспекции с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних, участковыми уполномоченными полиции, заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, местных органов управления образованием, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений. Из общего количества пострадавших детей подавляющее большинство – дети дошкольного и младшего школьного возраста. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояние. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят ему здоровье и жизнь. Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как Ø незрелость; Ø неспособность правильно оценивать обстановку; Ø быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; Ø потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; Ø стремление подражать взрослым; Ø переоценка своих возможностей; Ø специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечает, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. В дошкольных образовательных учреждениях обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах строится в основном в игровой форме в специально созданной предметно-развивающей среде. Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественной литературы, тематические, интегрированные занятия, музыкальные, театрализованные инсценировки, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Эту работу должны совместно проводить психолог – воспитатель – родитель – ребенок. Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определенная работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т. д. Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ: 1. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере. По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на дорогах города. 2. Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет видение. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. 3. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. 4. Учите его быть осторожным и внимательным на улицах и дорогах никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом и в неустановленном месте. 5. Учите его переходить дорогу только по пешеходным дорожкам на зеленый сигнал светофора. 6. Никогда в присутствии ребенка сами не нарушайте правила дорожного движения. 7. Никогда не оставляйте ребенка одного на улице в многолюдном месте. 8. Дети должны знать: свое полное имя, фамилию, адрес, номер телефона, телефон соседей или близких людей. 9. Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР! 10. Безопасность вашего ребенка зависит от ВАС. БЕРЕГИТЕ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА – ОНИ БЕСЦЕННЫ! Статью по материалам интернет ресурсов подготовила воспитатель средней группы № 3 Гришко Светлана Валентиновна |